Поставить на «зеленый путь»

Лабораториями АО «АлЭС» ведется экологический мониторинг - но еще ни разу, превышения предельно допустимой концентрации в приземном слое атмосферного воздуха не отмечено

Поставить на «зеленый путь»

Прошедшие в апреле публичные слушания компании «АлЭС» были посвящены не только результатам производственной деятельности, тарифообразованию, финансовыми показателям, но и экологическим вопросам.

Смог стал характерной чертой Алматы. И вряд ли может радовать горожан то, что по этой характеристике город стал «побратимом» Москвы, Пекина или Токио. Энергетики, как и все алматинцы живут в городе, растят, так же, как и все детей, и хотят дышать чистым воздухом и быть здоровыми, подчеркивают в АлЭС, и не меньше других заинтересованы в экологической безопасности родного края.

…Конечно, в идеале бы было закрыть все ТЭЦ до единой и жить при свечах. А там глядишь, альтернативная энергетика полностью восполнит потерянные при этом объемы энергии. Но на практике решается все не так скоро, это понятно всем. Никто не хочет отказываться от благ и комфорта цивилизации: света, тепла, освещенных улиц, любимых телевизоров и бытовой техники.

И от автомобилей, число которых в городе по статистике, осенью прошлого года превышало 850 тысяч единиц. То есть, на двух горожан приходится один автомобиль. По данным «Комплексной программы акимата города на 2009-2018 годы», на долю транспорта приходится 80% загрязнений воздуха. 20% - это все оставшиеся стационарные источники предприятий, в том числе ТЭЦ-2. Парадокс в том, что именно крупные компании, подпадающие под регулирование, жесткий контроль, волну критики, более законопослушны, чем наши автомобилисты.

Экологическую законопослушность энергетики показали на общественных слушаниях в АО «АлЭС», которые прошли в апреле. Руководство компании с цифрами, фотографиями, графиками, рассказало о том, что было сделано для снижения воздействия на окружающую среду.

Пошагово реализуемая природоохранная программа, контролируемая не только общественностью, но государством и экологами, уже приносит результаты. Так, отмечалось на общественных слушаниях, сумма затрат на природоохранные проекты компании в 2009-2015 годы составила 22,3 млрд тенге. Инвестиции позволили сократить вредные выбросы в атмосферный воздух за этот период на 25 тысяч тонн или на 37%. Если просто перечислять цифры, объекты, агрегаты, то, наверное, представление об объемах проводимой работы может сложиться лишь у специалистов. Для журналистов компания постоянно организовывает пресс - туры на модернизируемые объекты. И это не просто демонстрация политики открытости, а желание показать наглядно, что сделано за счет инвестиций. Неподдельный интерес журналистов вызвала поездка прошлой осенью на ТЭЦ-1, которая отмечала свой юбилей - 80-летие работы. Сейчас АО «АлЭС» переносит производственную нагрузку с этой станции на ТЭЦ-2.

Горожане уже привыкли к тому, что ТЭЦ-1, находясь в черте города, не портит воздух и небо. Произошло это благодаря переводу на газовое топливо, ТЭЦ-1 первая, которую энергетики поставили на «зеленый» путь. Теперь ТЭЦ-1 вырабатывает и отпускает в среднем 350 гигокалоррий в час тепла – его достаточно для обогрева 70 000 квартир, и 90 МВт электрической энергии, достаточной для 18 тысяч семей. При этом над трубой - чистое небо.

Опыт снижения нагрузки на ТЭЦ-1 - это один из примеров рачительного подхода к энергетике. Наряду с другими объектами станции в тот осенний пресс-тур нам продемонстрировали соединительную тепломагистраль между двумя городскими ТЭЦ.

– Это одновременно и экологически, и экономически обоснованный проект, – показывая пункт приема тепла с ТЭЦ-2, – рассказал нам управляющий директор алматинской ТЭЦ-1 Исахан Сыргабаев. - Здесь принимается и хранится в четырех огромных емкостях 20 тысяч кубов горячей воды, которая затем распределяется по городским объектам в зоне ответственности нашей станции. ТЭЦ-2 находится на окраине города, на расстоянииоколо 17 км. Она работает на дешевом экибастузском угле. Соответственно, себестоимость нагрева воды ниже. Получая воду в достаточных объемах, ТЭЦ-1 стала сжигать значительно меньше топлива. То есть, выбросы в черте города снижены до минимума, и при этом есть ощутимая экономия в деньгах. Есть и еще один плюс: современные технологии позволяют минимизировать потери тепла при транспортировке горячей воды.

После 2020 года по стратегии развития Алматинской ТЭЦ-1 планируется строительство газотурбинной установки. Замена оборудования полностью исключит использование угля на этой станции. Соответственно снизится и объем сжигаемого угля на ТЭЦ-1, а значит и экологическая нагрузка на город.

С 2007 года на ТЭЦ-2, благодаря значительным инвестициям и жесткому контролю экологов, была проведена реконструкция золоулавливающих устройств с установкой батарейных эмульгаторов нового поколения на всех котельных агрегатах, модернизированы горелочные устройства.

– Для соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан АО «АлЭС» выполнило ряд природоохранных мероприятий, – доложил на слушаниях Председатель Правления Нурлан Мухамед-Рахимов. – Реконструкция золоулавливающих устройств с установкой эмульгаторов нового поколения на всех котельных агрегатах ТЭЦ-2 повысила степень очистки до 99,5%. Это позволило снизить выбросы золы с 10,9 тысяч тонн до 5,1 тысячи тонн в сравнении с первоначальным периодом. Динамика контроля выбросов от ТЭЦ-2 также показывает устойчивое снижение выбросов пыли, за счет внедрения золоуловительных установок – эмульгаторов. Благодаря внедрению низкоэмиссионных горелок для подавления окислов азота, выбросы снизились на 200 тонн по сравнению с первоначальным периодом.

Говоря о выбросах вредных веществ на тепловых станциях нередко задают вопрос о наличии в них вредного формальдегида. В дымовых газах ТЭЦ-2 его нет, и быть не может, поясняют в АлЭС. Сравнение потребителями карагандинского и экибастузского угля удивляет специалистов.

– В 1990-е годы компании не могли обеспечить ТЭЦ-2 карагандинским промпродуктом в достаточном объеме, поэтому было принято решение о переводе станции на экибастузский уголь, - поясняют в компании. – Причем калорийность экибастузского даже выше, чем у промпродукта, а цена значительно ниже. А это значит, что если мы сожгли 2,2 млн тонн экибастузского угля, то промпродукта необходимо было бы сжечь около 2,5 млн тонн. Экибастузский уголь – это самое дешевое и эффективное топливо отечественного производства, которое позволяет сдерживать тарифы на тепловую и электрическую энергию. Кстати, почти 75 % электрической энергии в стране вырабатывают именно на угле экибастузского бассейна.

Энергетики подчеркивают, что контроль за выбросами, соблюдение компанией экологических норм производится государственными контролирующими органами строго по графику. В том числе и с учетом выполнения своей части обязательств по реализации «Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды Алматы на 2009-2018 годы». Для постоянного контроля за окружающей средой ежеквартально специализированными организациями проводится производственный экологический контроль. Лабораториями АО «АлЭС» ведется экологический мониторинг - но еще ни разу, превышения предельно допустимой концентрации в приземном слое атмосферного воздуха не отмечено. Отсутствие у АО «АлЭС» проблемных вопросов, связанных с управлением в области загрязнения атмосферного воздуха, подтверждается и в приложении к письму Управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы от 12 октября 2015 года.

– Мы прекрасно понимаем, что в вопросах экологической безопасности мы прошли лишь часть пути, – комментирует нашей газете проделанную работу заместитель Председателя Правления по производству – главный инженер Газий Исмухамбетов. – Но нужно также понимать, что не все вопросы можно решать форсированно. Нам необходимо учитывать такие факторы, как наличие средств, необходимость выполнения производственных задач. Компания обеспечивает 70% электро и теплоснабжения города Алматы и Алматинского региона области. Поэтому понятно, что модернизацию, переоснащение мы можем вести, не нарушая взятые обязательства по выработке и поставке своей продукции потребителям, не нарушая графика.

Нередко общественность затевает дискуссии на предмет того, какое топливо безопаснее, эффективнее и почему бы энергетикам не перейти на тот или иной его вид. Зачатую приводятся примеры станций экологически чистых, работающих на Западе. К этим дискуссиям энергетики прислушиваются. Соглашаясь с обществом в том, что экологическая нагрузка на окружающую среду от любой деятельности должна быть минимальной, аргументировано отвечают, дело не всегда в топливе. Ответ кроется в технологиях.

– По программе «Болашак» я проходил обучение в Германии, где нам демонстрировали новые технологии и оборудование, – рассказывает начальник технического управления АО «АлЭС» Кайнарбек Керимкулов. – Мы посещали различные электростанции. В том числе и угольные ТЭС. Там меня впечатлила картина в цехах. Станция несла полную нагрузку в 1 200 МВт, но было такое ощущение, что она не работает - из дымовой трубы не было видно дыма. С точки зрения экологии эта угольная станция была абсолютно безопасной.

Казахстан, в силу своих природных богатств, теоретически мог бы позволить себе любой вид топлива и любой тип энергетики, но тогда возникает вопрос - кто это будет оплачивать?

Второй путь – переоборудование станций с одного вида топлива на другое специалисты принимают с осторожностью. По затратам это может быть сопоставимо со строительством новой станции, и не всегда оправдано с точки зрения безопасности.

Это к вопросу о переводе на газ крупнейшей в городе ТЭЦ-2. Принять такое решение возможно, но какой ценой и с каким результатом? На эту реконструкцию потребуется почти 11 лет и капиталовложения в объеме 43 млрд тенге с вероятным ростом к действующим тарифам в 2 раза.

– Мы придерживаемся политики разумных компромиссов,- рассказывает нашей газете заместитель Председателя Правления по производству – главный инженер Газий Исмухамбетов. – Мы уже многое сделали за прошедшие 5 лет. Так, уже увеличена доля сжигаемого газа в топливном балансе АО «АлЭС». Нами ведется и поиск альтернативных источников сжигаемого топлива с улучшенными характеристиками. Например, в 2015 году проведено опытное сжигание обогащенного экибастузского угля на ТЭЦ-2. То есть, мы ищем рациональное решение вопроса, которое позволяет решать задачи и производственные, и экологические. Нами сделаны расчеты, которые показали, что переход на обогащенный экибастузский уголь потребует меньше двух лет, а затраты составят 1,5 млрд тенге. Есть расчеты и перехода на малозольные угли, хотя цена вопроса там значительно выше.

Но если ставить вопрос только так – «газ и ничего больше», то для основной станции города ТЭЦ-2, такая постановка вопроса неприемлема. Во-первых, перевести ТЭЦ-2 на природный газ невозможно технически. Это мнение экспертов-энергетиков, специалистов проектных институтов. И даже если допустить теоретически, то финансовые расчеты показывают огромные, непосильные для компании затраты. Кто их должен нести? Государство, население? На этот вопрос ответа нет не только у сторонников газовой модернизации.

– Даже если мы привлечем банковский кредит, его нужно обслуживать, компенсировать такие затраты можно только через повышение тарифов, - продолжает Газий Исмухамбетов. – Согласятся ли жители Алматы оплачивать за газ в два-три раза дороже, чем за уголь и платить за тепло и электроэнергию по высоким тарифам? Понятно, что в один момент проблемы экологии не решаются. Для компании первоочередной задачей является обеспечение города светом и теплом. Но при этом нами предпринимаются все возможные меры по снижению вредного воздействия. Думаю, что показатели, которые официально фиксируются государственными органами, контролируются общественностью, это красноречиво подтверждают.

 Алевтина Донских, Алматы, ales.kz

2016.05.24
2017.02.13